Полная версия
ГБУЗ
«СКПБ №1»

Психообразовательная программа

Краткое тематическое содержание психообразовательной программы врачей-психиатров, психологов, родственников больных.

Занятие 1. Знакомство.

Биопсихосоциальная модель – современный этап психиатрии. Цели психообразовательной работы, ее возможности.

Представление ведущих и слушателей (участников) программы. Информация о стиле ведения занятий, временных рамках. Основные правила работы группы.

Ознакомление с планом занятий. (Возможно заполнение опросников с целью усиления мотивации на участие в группе, выявления «болевых точек» отдельных участников.)

Занятие 2. Причины, течение, прогноз психических расстройств.

Принятие окончательного плана занятий на основе проведенного на предыдущем занятии анкетирования и выявления наиболее интересующих моментов.

Причины психических расстройств (Исторический взгляд, современная концепция). Рекомендуется делать упор на биопсихосоциальную модель психических расстройств, что в дальнейшем, в разговоре о лечении позволит давать боле оптимистическую трактовку возможностей лечения. Также можно ознакомить слушателей с моделью «уязвимость-стресс-диатез», проводя при этом параллели со многими другими болезнями (непсихическими). Распространенность психических заболеваний (здесь возможно дать небольшую историческую справку, а также привести данные о болезненности психическими болезнями в других, в частности развитых странах). Течение и прогноз (возможные исходы) психических расстройств.

Хочется еще раз подчеркнуть особенности преподнесения материала родственникам психически больных – участникам психообразовательной группы. Известно, что эти люди несут на себе значительный эмоциональный груз, обусловленный несколькими факторами. Это и осознание факта тяжелой (неизлечимой) болезни у близкого человека. И социальные ограничения, накладываемые болезнью на пациента, как правило, молодого человека (упущенные возможности). И стигма отношения общества (как близкого окружения, так и социума в целом) к психически больным. И нарушенные (или ухудшившиеся из-за болезни ) отношения в семье, материальные, эмоциональные и другие потери. Зачастую близкие родственники испытывают (смутно или явно осознаваемое) чувство вины в том, что близкий человек болен. Становится понятным в свете сказанного, что любой, даже, казалось бы, безобидный и эмоционально «незаряженный» материал должен подаваться таким людям в максимально щадящей форме. Нужно постоянно вносить позитивное начало в любые сообщения, комментарии, обсуждения. Рекомендуется постоянно, от фразы к фразе, от занятия к занятию вырабатывать в слушателях позитивный настрой, учить их опираться на сильные стороны – свои, своей семьи, пациента, какой-то конкретной ситуации. (Модель «опоры на сильные стороны».)

Занятие 3. Признаки психических расстройств. Нарушения настроения. Нарушения восприятия. Нарушения мышления (бредовые идеи).

Основные психопатологические симптомы, их распознавание. Сопоставление описанных признаков с имеющимся опытом членов семей больных. Возможные отличия признаков болезни (обострения) от особенностей характера, психологических реакций на какие-либо стрессогенные факторы.

На этом занятии хорошо обсудить реакции членов семьи на болезнь, на ее отдельные проявления. При необходимости можно коснуться особенностей стиля общения, принятого в семье и того, как стиль общения, эмоциональная экспрессивность может быть связан с самочувствием пациента и риском возможного ухудшения психического состояния.

Занятие 4. Признаки психических расстройств (продолжение). Нарушения поведения, расстройства сна.

Особенности нарушений поведения и ночного сна при психических заболеваниях. Возможности раннего распознавания возможного обострения. «Тревожные симптомы». Обсуждение личного опыта участников группы.

Занятие 5. Возможности лечения. Фармакотерапия.

Роль лекарственной терапии в избавлении от симптомов, предупреждении их возникновения, профилактике повторных и частых обострений. Значение комплайенса. Информация о классах препаратов, применямых в психиатрии. Нейролептики традиционные и новые (атипичные). Транквилизаторы. Антидепрессанты. Нормотимки. Ноотропы. Корректоры. Другие препараты. Основное действие препарата и нежелательные явления (побочные эффекты и осложнения). Способы преодоления нежелательных явлений. Контроль эффективности фармакотерапии. Недопустимость самолечения или, наоборот, самовольной отмены препарата. Обоснование необходимости длительного противорецидивного лечения. Обсуждение. Обмен опытом фармакотерапии, поддержания комплайентности.

Занятие 7. Возможности лечения (продолжение). Другие методы лечения.

Обсуждение материалов прошлого занятия, возможных вопросов, возникших у слушателей. Нефармакологические методы лечения: шоковые методы, вспомогательные методы (физиотерапия, психотерапия). Обсуждение возможности применения при психических расстройствах «нетрадиционных методов». Психосоциальная терапия.

На этом занятии вновь акцентируется внимание слушателей на одном из самых важных постулатов в лечении болезней шизофренического спектра – необходимости длительной поддерживающей психофармакотерапии. В то же время, напоминая о биопсихосоциальной концепции психических расстройств, имеет смысл обратить внимание слушателей на психологический и социальный компоненты лечебно-реабилитационного процесса, их значимость и незаменимость.

Занятие 8. Больной и семья.

Семейный коммуникативный стиль имеет определенное значение для того, чтобы психическое состояние больного члена семьи оставалось стабильным. В некоторых исследованиях было показано, что уровень эмоциональной экспрессивности (то есть эмоциональная атмосфера в семье и семейный коммуникативный стиль) у близких родственников пациента коррелирует с возможностью обострения шизофренического процесса. Также важно довести до слушателей информацию о том, что навыки совладания и решения проблем в семье повышают компетентность пациента и его способность противостоять стрессовым воздействиям.

Поведение членов семьи пациента и взаимоотношения с ним должны основываться на следующих правилах:

Занятие 9. Законодательство в области психиатрии. Вопросы психосоциальной поддержки.

Основные положения отечественного законодательства в области оказания психиатрической помощи. Социально-правовые вопросы. Понятие недобровольной госпитализации.

Учреждения, оказывающие психиатрическую помощь. Социальные службы. Общественные организации, другие ресурсы сообщества. Адреса, телефоны общественных организаций, групп поддержки. Необходимость участия в группах поддерживающей психосоциальной помощи (группы самопомощи, группы встреч, мультисемейные группы и др.).

При рассмотрении вопроса о недобровольной госпитализации необходимо донести до слушателей мысль о том, что, даже если возникла необходимость недобровольной госпитализации, важно дать понять пациенту, что ответственность за это решение несет врач (с соответствующим юридическим оформлением), а не кто-то из родственников. В противном случае больной нередко не может простить близким людям того факта, что они насильственно оставили его в психиатрической больнице. Это может надолго нарушить взаимоотношения, подорвать доверие пациента к родным, что также негативно сказывается и на комплайенсе.

Занятие 10. Заключительное.

На этом занятии подводятся итоги всего пройденного материала. Вновь делаются акценты на самых важных моментах: комплайенсе, важности длительного противорецидивного лечения, особенностям стиля взаимоотношений, стигме и антистигме, необходимости длительной психосоциальной поддержки пациентов и членов их семей.

Проговариваются возникшие за период занятий у слушателей вопросы, впечатления, чувства; слушатели могут делиться положительным опытом совладания с проблемами, вызванными психическим заболеванием у члена семьи. Сообщается о возможности и важности продолжать общение с членами группы и в дальнейшем, или получать какую то другую психосоциальную (психообразовательную) поддержку.

Использован материал:

«Практикум по психосоциальному лечению и психосоциальной реабилитации психически больных.» Под. Ред. Проф. И. Я. Гуровича и д. м. н. А. Б. Шмуклера. М. 2002. с.3